Category: армия

Category was added automatically. Read all entries about "армия".

Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 8

Предыдущий день здесь.

«…В районе Квемо Никози самолетов никто не подбивал. Это было поближе к Знаурскому району. Не знаю названий грузинских сел. В районе Квемо Никози был подбит один танк и одно БМП. По ним у меня тоже есть фотографии, а также фотография гранотомета из которого по этим машинам стреляли.»
То  тех пор, пока нет какой либо  дополнительной информации, причиной гибели этого Су-24 приходится считать «дружественный» огонь осетинских ополченцев.

12 АВГУСТА. День пятый




В отличии от предыдущих дней,  в эти сутки никаких сообщений об уничтожении летательных аппаратов в зоне конфликта не поступало. Впрочем, если мета-данные  фотографии Ми-24 №05, горящего  перед ангаром, верны, то в 11.36.  12.08.2008г.  этот вертолет сожжен нашими десантниками. Кроме того, есть  сообщение об последних успешных  вылетах грузинской авиации в войне:
«…Вообще ВВС действовали этапами, …12 было 3 вылета после того как артиллерийский расчёт случайно накрыл российский мобильный радар.»
Удалось найти подтверждение этому сообщению и  из других источников:
«…Заместитель командира батальона капитан Максим Савельев получил осколочное ранение в результате атаки на позиции БТГ штурмовика грузинских ВВС утром 12 августа. И вскоре вертолетом был эвакуирован в Джаву, а далее на автомобиле во Владикавказ...».
Следовательно, несмотря на все усилия, полностью  блокировать действия грузинской авиации не  удалось и к концу конфликта, хотя эти  одиночные вылеты  и не могли оказать  никакого влияния на  общую обстановку. Грузинские войска в панике отступали к Тбилиси, бросая  технику и снаряжение,  российские собирали трофеи и уничтожали то, что  было невозможно вывести.

Впрочем,  на грузинских пропагандистов реальные события не оказывали никакого влияния и к середине дня последовала очередная победная сводка:
12.08.2008. 15:59
Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил на брифинге 12 августа, что в ходе боевых действий против Грузии Россия понесла серьезный ущерб, передает корреспондент "Ущерб российской стороны - 17 самолетов, 3 вертолета.
Хотя количество  самолетов уменьшилось на  2, впервые в победных реляциях  появились вертолеты, и общее число  российских летательных аппаратов достигло 20, правда, только на бумаге. Но и этого  грузинам было мало! Не прошло  и  двух часов, как  грузинский президент снова  «добавил  побед» своим войскам:
12.08.2008 17:50 — Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал свою страну передовым форпостом борьбы с Россией.  «Сегодня мы передовой фронт между Европой и Россией, и мы пролили первую кровь, и это был наш выбор, мы хотим цивилизованную и развитую страну», – сказал Саакашвили во вторник на митинге в Тбилиси.По словам президента Грузии, «целью России являлась душа и стойкость грузин». «Грузия сегодня – граница, по которой проходит между добром и злом, цивилизацией и нецивилизованностью, и сейчас весь мир видит, что Давид борется с Голиафом, и здесь Грузия победит», – заявил Саакашвили. Мы маленькая страна, у нас маленькая армия, но мы нанесли большие потери российской армии. Они пытались уничтожить нас, но они получили 400 трупов, 21 уничтоженный самолет, которые были сбиты примитивными средствами», – утверждал президент Грузии».
Что бы не говорил  грузинский президент, к вечеру 12.08.2008г. сопротивление грузин повсеместно прекратилось.
Война была закончена.




Продолжение следует





Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 7

Предыдущий день здесь.

«…Шли более суток. И вот она – окраина оккупированного грузинскими войсками Цхинвала …Пришлось совершать обходной маневр.     Вторая попытка входа в город оказалась успешной. Заняли боевые позиции. Сержант Тюрин вместе с одним из отделений был придан первому мотострелковому батальону. С крыши сохранившейся пятиэтажки стали вести наблюдение. Через некоторое время появились грузинские самолеты.     Сначала показалось, что это наши штурмовики. Однако когда три «сушки» стали утюжить Цхинвал, сомнения отпали. Один из быстро отбомбившихся стал уходить в сторону Грузии. Мгновенно оценив обстановку, Алексей принял решение и пустил ракету ему вдогонку... Она угодила в сопло одного из двигателей, повалил дым... Летчик катапультировался... Сержанту сразу подумалось: «Вот и отлетался, голубчик!»     Алексей не знает о дальнейшей судьбе грузинского летчика, он даже не видел, куда тот приземлился после катапультирования, – необходимая быстрая смена позиции не предполагает долгого созерцания плодов своего ратного труда.

11 АВГУСТА (продолжение дня)


Существует еще одна фотография российского солдата с ПЗРК, возможно относящаяся к этому же эпизоду у «разбитой пятиэтажки»:



Однако  бои продолжались, и в предпоследний день  активных боевых действий  война в воздухе не  сбавляла обороты.   Через час последовали новые сообщения об уничтожении самолета противника, на этот раз  с  восточной окраины Цхинвала:
11.08.2008 16.26 Сбит грузинский самолет Су-25, атаковавший позиции 58-й армии и югоосетинского батальона в районе Эредви. Как сообщил ИТАР-ТАСС сотрудник МВД Южной Осетии, наблюдавший уничтожение грузинского самолета, это случилось 15 минут назад.
Collapse )


Продолжение следует


Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 6

Предыдущий день здесь.

Вывод: информации по событиям 10.08.08г. слишком мало.  Хотя в этот день российские ВВС не  снижали темпа  воздушных  ударов, а грузинские штурмовики, вопреки послевоенным заявлениям, атаковали Южную Осетию, официально ни мы, ни грузины не понесли в этот день потерь. Интересно, что и  грузинская пропагандистская машина дала сбой –  мне так и не удалось найти  заявления грузинских официальных лиц или сообщения на  интернет - форумах, датированных вечером 10.08.2008г. о  новых сбитых  российских самолетах. Косвенно это  может служить подтверждением полного подавления грузинской ПВО, а так же  того, что сбитый или поврежденный 10.08.08г. штурмовик был не российским -  ведь ранее грузинская пропаганда засчитывала своим войскам все сбитые российские самолеты, в том числе и  пораженные «дружественным» огнем.

11 АВГУСТА

Этот день был богат на  события. Наконец то российские власти  признали потерю еще  двух Су-25, сбитых еще 09.08.2008г.:
11.08.2008, 13:18:06.Генеральный штаб вооруженных сил России признал потерю за последние сутки двух самолетов Су-25 в зоне грузино-осетинского конфликта. Об этом заявил замглавы Генштаба Анатолий Наговицын на пресс-конференции, которую транслирует в прямом эфире телеканал "Вести 24".
Фактически Россия потеряла на этот момент 5 самолетов – по одному Ту-22М3 и Су-24М и 3 Су-25, еще один Су-25  был поврежден. Четвертый день  войны был богат на события. Все сообщения о налетах авиации и  понесенных потерях укладываются в период с 12:30 до 19:00 и относятся к району  Цхинвала.
Уничтожение первого  в этот  день  самолета многократно описано в различных статьях, заметках и блогах различными наблюдателями, располагавшимися на  значительном расстоянии друг от друга  -   от Хетагурово до западных окраин Цхинвала, но ясности в общую картину  это не прибавляет:
Рассказ командира 104-го десантно-штурмового полка Геннадия Владимировича Анашкина

«…Утром поступила задача прибыть на южные окраины Цхинвала. Когда мы вошли в город, бои шли по окраинам и уже затихали. По уточненной задаче нам предстояло в качестве передового отряда пересечь границу и выйти в район Гори, закрепиться на рубеже северо-западнее города, у селения Вариани, где находился телецентр. У меня было две роты неполного состава, батарея четыре орудия "Нона" и три "бэтээра", на которых установили зенитки ЗУ-23. Практически вся наша мощь. Когда начали движение, над колонной начала работать авиация, зенитчики сделали несколько выстрелов из переносных комплексов, и в результате завалили грузинский самолет Су-25. Летчик катапультировался, его захватили в плен. Мы продолжили движение. У меня было не больше двухсот человек и наша десантная техника, "бээмдэшки-копейки", или, как шутят бойцы, "алюминиевые танки". В районе населенного пункта Хетагурово мы перешли границу, и из "зеленки" по нам открыли огонь грузинские танки».
Collapse )


Продолжение следует







http://www.youtube.com/watch?v=cEVGPyDdMvs&feature=related
Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 5

Предыдущий день здесь.

Вывод: за второй день  боев грузины записали себе 5 побед. Это оправдано  только отчасти – грузины могут претендовать на Ту-22, сбитый вечером 8 августа, а так же  на поврежденный Су-25 Кобылаша. Наши  вполне обоснованно записали на свой счет еще одну  победу, только это был не грузинский штурмовик, а добитый осетинами над Цхинвалом Су-25 Кобылаша. Су-25 Едаменко вероятнее всего  так же сбит российской ПВО  - но официальных подтверждений этому конечно же  нет.
Наступал третий день войны.

10 АВГУСТА

Утро третьего дня боев началось с новых победных сводок грузин:
10 августа 08:45. Десять российских самолетов участвовали в налете на Верхнюю Абхазию. Один из реактивных самолетов был сбит грузинскими правительственными войсками.
ИА «Интерпрессньюс». 09.45 Грузинские правительственные силы вчера поздно ночью сбили еще один, 11-й по счету российский военный самолет. Информацию об этом подтвердил руководитель «Грузаэронавигации» Георгий Карбелашвили. «Мы уничтожили еще один российский самолет. Все структуры нашей службы работают исправно и без перебоев, за что я благодарю всех сотрудников», — отметил Карбелашвили.
Возможно, речь шла об одном и том же случае, иначе количество «сбитых» российских самолетов достигло бы 12 штук. Естественно, что никаких дополнительных подтверждений на  потерянные машины  получено не было ни из Абхазии, ни из Южной Осетии. Удалось найти только одну реплику о возможных потерях нашей  авиации в Абхазии:
«…В августе мне говорили, что выход грузинских катеров был связан с падением нашего самолета рядом с побережьем и грузины пытались захватить пилота(тов), ну и попали под раздачу. Гидрографические катера вполне могли искать пилота…».
По другим данным, поврежденный российский  самолет совершил посадку на  аэродроме в Абхазии, однако никаких подтверждений этим сообщениям найти не удалось.
Вышестоящие грузинские власти эту информацию озвучить явно  не успели, и  к полудню были повторены вчерашние сводки:
12:10. В Цхинвали и Тбилиси пересчитали "сбитые" самолеты
Грузины утверждают, что им якобы удалось сбить 10 российских самолетов; представители Южной Осетии говорят, что они сбили два грузинских самолета.
Collapse )

Продолжение следует.



Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 4

Предыдущий день здесь.


Как уже говорилось, это был Су-25 российских ВВС. Уничтожение еще 3 Ан-2 на земле признано грузинскими властями, заявившими в свою очередь 5 побед. Фактически, до наступления сумерек   им    удалось сбить  только 1 самолет Су-24 и повредить  1 Су-25. Еще 1 заявленный ими  Су-25 был  сбит российскими войсками. Однако объявить о своей крайней победе – сбитом Ту-22 -  грузинские власти не успели - началась ночь, а за ней второй день войны.
9 АВГУСТА


Утро началось с очередных победных реляций грузин. К сожалению, они имели под собой основания -   в списки своих потерь грузины зачислили сбитый Ту-22М3.
9 августа 2008, 09:45. За два дня авианалетов на грузинские города силам ПВО удалось сбить шесть российских военных самолетов, заявляют в Тбилиси. Как рассказал заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия в субботу, 9 августа, в течение последних двух дней российские самолеты осуществили бомбардировку военных объектов Грузии, в результате которых  погибли десятки человек".
Вскоре последовали  первые сообщения, в которых упоминался   попавший в плен пилот:
9 августа 10:20. Еще один военный российский самолет был сбит над городом Гори, расположенного в 60 километрах к северо-западу от Тбилиси и удаленного от зоны конфликта. Пилот сбитого самолета был задержан.
Впрочем, это же сообщение от  другого источника  звучит немного иначе – пилот обнаружен.
10:20 9 августа. Еще один российский военный самолет сбит в Гори, в 60 км к северо-востоку от Тбилиси, и находящийся вне зоны конфликта. Пилот был обнаружен грузинскими войсками.
Возможно, речь идет о  майоре Малкове, сбитом поздно вечером и со сломанным позвоночником попавшем в плен.
Но боевые действия продолжались и по всей  видимости, утром  снова удалось отличится грузинским зенитчикам. Как впоследствии оказалось, это был  их последний успех:
http://www.milkavkaz.net/forum/viewtopic.php?t=224&postdays=0&postorder=asc&start=1470
«…Мы в Цхинвали вошли 8-ого и к этому времени там уже была 4-ая бригада. 9-го утром заняли стратегическую высоту у города. К этому времени подошли уже российские силы, которые к 8 утра начали атаку начав миномётный обстрел. Мы ответили...
На наших позициях на кладбище мы потеряли убитым одного солдата. Два часа мы безуспешно пытались вытащить его труп…Вскоре при огневой поддержке Вашлиджварского спецназа мы пошли в атаку и труп мы вытащили... после нашей атаки противник вызвал на помощь авиацию. Самолёт Су-25 сначала видимо с целью разведки пролетел над нами но наш зенитчик Бухрикидзе не дал ему зайти на бомбёжку и пустил в него "иглу" и подбил его. Мы увидели чёрный дым. Во время атаки авиацией самое лучшее квадроцикл, он и в гору и в лесу очень удобен. После первой такой воздушной атаки в моей роте 1 солдат погиб и 46 было раненных. Рота могла стать небоеспособной но всё равно ребята пытались делать максимально возможное. Третья или четвёртая бомба попала в наш штаб. Вместе с начштабом получили ранения несколько офицеров и военных. Батальонный врач погиб.».

Collapse )

Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 3

Продолжение. Начало здесь


8 августа.  День первый (исход дня)


«…Над с. Галуанта стояли три наших танка и стреляли по грузинам, пытавшихся подобраться к селу и прикрывали бежавшее население из сел в округе. Дальше люди через леса перебирались на Зарскую дорогу, в п. Джава. Все спешили – кто знал, сколько смогут выстоять ополченцы села? Вскоре появился над селом грузинский самолет, но он не успел полностью разбомбить село, как появился русский самолет. Завязался настоящий воздушный бой, люди выходили из домов и смотрели на то, что происходило в небе. Вскоре наш самолет сбил грузинский. Но и русский самолет не смог много пролетать – скоро и он рухнул на землю. К счастью наш спаситель-пилот смог катапультироваться. Где-то через пять часов он самостоятельно добрался до с. Царитов (Цариты кау) У него рука была ранена...»

Возможно, это и  другие сообщения о воздушном бое  связаны с действиями штурмовиков парой -  ведомый находится   сзади и при ведении им  огня (особенно из пушки) может сложиться впечатление обстрела впереди идущего самолета. Несколько позже, 10 августа  появилось странное и противоречивое сообщение:
http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/08/10/society/365780/0/
«Третьи сутки — утро. В Джаву пришел российский летчик, самолет которого сбили накануне. Причем сбили, по его словам, наши же, еще и обстреливали, когда он летел с парашютом после катапультирования. На вопрос, почему так вышло, отвечает: борт запросили по системе свой—чужой. А он не ответил».
Это описание очень похоже на обстоятельства сбития Теребунского, однако  совершенно непонятно, почему столь небольшое расстояние, при интенсивном потоке транспорта преодолевалось так долго. Или пилот не смог покинуть прифронтовую полосу  в течении 9 августа, или имеет место   ошибка в датировке. Вероятно, Теребунский все же повредил руку,  ибо неясно, как можно  самостоятельно прийти в Джаву через полтора суток со сломанными ногами. Возможно,  что пилот не пришел сам, а был доставлен в Джаву спасателями. Кроме О.М. Теребунского, на роль  незадачливого парашютиста, обстрелявшего свои войска, других кандитатов нет - экипажи Су-24 и Ту-22, сбитого вечером, оказались на  грузинской территории,  сбитый 09.08.2008г. комполка полковник Кобылаш Сергей Иванович подобран  нашим вертолетом Ми-8, а майор Едаменко Владимир Евгеньевич погиб. Вариант  уничтожения  еще одного российского штурмовика 8 или 9 августа крайне маловероятен – данных, свидетельствующих об этом не приводят не только официальные источники,  но и всевозможные интернет-форумы, хотя на них хватает различных слухов. Кроме того, в репортаже А. Сладкова  о разведчиках 135-го МСП:
http://video.google.com/videoplay?docid=6607605650638532598
утверждается, что 8 августа разведрота капитана Ухватова захватила в плен несколько грузинских военных, в том числе, летчика, сбитого над Цхинвалом. Но кроме Теребунского, разведчикам на тот момент просто некого было «захватывать» в  плен! Кроме того, удалось обнаружить интересную реплику  участника  одного из интернет-форумов:
http://www.cross-worlds.ru/forum/index.php?PHPSESSID=8jfvp5ctaune9cr7846e4ienb2&topic=4989.msg125899#msg125899
«… у меня родственник лежит сейчас во Владикавказе в госпитале с осколками в бедре (из руки уже вынули)….там у них лежит сбитый летчик с "Грача" - матерится на разведку - промухала хохлорадары у грузин - установка была про ПЗРК только - и говорит, что целеуказания раздали в конце июля…»
Опять таки,  это может быть только  Теребунский, сбитый именно ПЗРК.
Collapse )

Продолжение следует. День второй

Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 2

Продолжение. Начало здесь

8 августа.  День первый (часть вторая).

Следовательно,  рассказчик вполне мог оказаться к 11:00 -11:30 на позициях ЗРК под Гори и наблюдать  пуск ракет по самолету.  Это рассказ вполне соответствует  местности и  описанию гибели  Су-24М 929-го  ГЛИЦ И.Л. Зинова и  И.В. Ржавитина, а других  самолетов в районе Гори  за все время боев сбито не было.


Collapse )
Продолжение следует

Невозможное возможно

Потери авиации в пятидневной войне (888). Часть 1

Текст ниже - это один из саммых основательных разборов потерь российской  и  грузинской аваиции в войне 888. К сожалению автор так и недописал вторую часть (обновлённую) данного труда. И эта версия - версия текста на 2009 год. Я очень надеюсь что он таки допишет этот труд. Скажу больше, это на книгу тянет.
В любом случае занимательно. С фактами, ссылками, фотографиями. Очень бесило укров в домайдановый период, когда их тыкали носом в данную статью. Россия же не могла кроме как "мясом закидать". Все эти бурятские дивизии - из той же оперы.
В общем, наслаждайтесь.

Денис Белов (МИХАЛЫЧ)

Войн без потерь не бывает. Это аксиома всегда подтверждается практикой, в том числе и в части применения авиации в боевых действиях. Хорошая подготовка пилотов, высокое  качество авиатехники и правильно выбранная тактика может только снизить потери, но не устранить их полностью.  В  ходе  прошедшего в 2008г. вооруженного  конфликта в Южной Осетии авиация  обоих сторон так же  несла потери, однако  точное количество  уничтоженных и поврежденных  летательных аппаратов (ЛА) остаётся неизвестным до сих пор. Официальные списки уничтоженных вражеских и потерянных собственных самолетов как с грузинской, так и с российской стороны противоречивы, не подтверждаются документами и служат причиной ожесточенных споров на интернет  - форумах. В данном тексте не  оценивается  общий характер боевых действий, а делается попытка осветить более «узкое» направление  - потери авиации и    сил ПВО  сторон в ходе  «пятидневной» войны, описание отдельных боевых вылетов  противоборствующих сторон  и их  сравнение с  фактически имевшими место событиями. Так как доступ документам различных силовых структур  или личные контакты с участниками  событий у меня отсутствуют, для получения более-менее  достоверной картины произошедших событий  я попытался  проанализировать всю имеющуюся в свободном доступе  информацию, исходя из двух взаимоисключающих поговорок – «Врет как очевидец» и  «Дыма без огня не бывает». При сборе материалов мною были просмотрены сотни репортажей, блогов, статей, видеороликов, сообщений очевидцев на различных  форумах и откровенных сплетен и домыслов, в результате чего я пришел к выводу, что   в  связи с  небольшой площадью конфликта, обилию журналистов с обеих сторон и возможности оперативно передавать информацию по сети Internet, практически на  каждый  действительно сбитый или поврежденный самолет есть подтверждения очевидцев, фото или видеоматериалы. Те же  самолеты, поражение которых отражено только в официальных  коммюнике,  как правило, благополучно возвращались на свои аэродромы.
Следует отметить что  предлагаемое изложение событий является  только версией  произошедшего, поэтому  в тексте   во множестве используются выражения – «вероятно», «можно предположить», «скорее всего». Достоверность описываемых  событий и  объективность выводов необходимо оценить самостоятельно. Большинство фотографий,  приведенных ниже,   сняты  в зоне конфликта, в период или сразу после окончания боевых действий.
Кроме того, во многих описаниях тех или иных событий авторы не указывают дату и точное время, а если и указывают,  то как правило ориентировочно, примерно. Поэтому понять хронологию можно только  в контексте происходившего, опираясь  на какие то  факты, датировка  которых не вызывает споров. Надеюсь, мне это удалось и в результате картина августовского  конфликта стала более ясной.
Для того, что бы точнее определить  понесенные в ходе войны потери, необходимо   уяснить  положение  войск и контролируемые сторонами территории на начало конфликта. Из приведенной карты видно,  что Цхинвал находился  практически в  полуокруженном положении, грузинские анклавы блокировали его с трех сторон.
8 августа.  День первый.

После начала боевых действий, утром  8 августа появились и  первые сообщения о сбитых самолетах, пока с грузинской стороны. Вот одно из них:
Collapse )

День первый. Первая часть. Продолжение следует
Невозможное возможно

Минутка юмора. Или "онижедети" и шифрованная связь

Попалась мне статья у одного френда. Френдесы. Перепост укропской. Я поржал. Сейчас зацитирую один кусочек, а потом отягащая свою 15-ку объясню эпичность именно этого момента. Другие и так прозрачны.
И так, цитата:

Еще один приговор похож на рассказы солдата Швейка – старший лейтенант 55-й артиллерийской бригады потерял в Днепропетровске 10 ноября в 2014 году 6 комплектов шифровальных блоков "Протон-2" к кодировочной машине "Фиалка". За это офицер, учитывая смягчающие обстоятельства – наличие в семье двух малолетних детей, получил три года лишения свободы с отсрочкой приговора на два года.

На первый взгляд – справедливый приговор. Есть лишь одно "но" - утерянные "сверхсекретные" шифродиски, за которые офицер получил срок, давно не используются ни в одной армии мира. Шифромашины Фиалка были созданы в СССР сразу после второй мировой войны, а после развала Союза все сохранившиеся аппараты были разобраны или отправлены в музеи. То есть офицер потерял хлам, по недоразумению бывший на балансе воинской части.

дзыньк

Для начала о чём идёт речь. Так как данная хрень, что Фиалка, что Протон уже давно есть в википедиях, я просто дам рисунки из интерента:

Кодировочная машина М-125 "Фиалка"


Она же плюс рядом с ней  тот самый "Протон-2" (шифродиски) с тубусом для хранения.

Собственно Протон в гордом одиночестве.

А вот отдельный диск.

Весит такой "протончик" под килограмм  живого веса. Случайно проебать, как зажигалку, невозможно - он длинный, сантиметров 20-25. Перевозят в специальных чемоданчиках. Хотя нет, ДОЛЖНЫ перевозить в специальных чемоданчиках. Так что нужно быть полным олигофреном, чтобы проебать минимум 6 кило веса в отделном чемодане. И уж полным имбицилом (как перевозчику, так и начальнику ШО - шифрооргана) ехать с такой хренью общественным транспортом. Под такие перевозки выделяется машина, а иногда могут дать и вооружённую охрану. На моей памяти такое было несколько раз. Правда перевозили ещё и саму Фиалку.

И так. К чему всё это. Данная хрень, я сейчас про Фиалку, Протон её компонент, в структурее войск ПВО основной вид передачи информации с грифом "Секретно", "Совершенно Секретно", "Особой Важности". Выше последней просто нет. В остальных использовался в структуре управления войсками. Использование ЗАСа (зашифрованной аппаратуры связи) запрещено для передачи информации уровня выше "Секретно" и со сроком жизни более нескольких часов. Т.е. для того чтобы попиздеть "за жизнь" между генералами - самое оно, а чтобы отдавать приказы - нет.
Ах да, есть ещё М-205. Это не кодировочная, а шифровальная машина. Фоток в интернетах не нашёл, потому поверьте просто - она "круче". Хотя бы тем, что такой хрени как шифродиски у неё нет. Вполне себе обычная "печатная машинка" с закосом на компьютер. Полностью электронная. Нет, механические части, как то протяжка перфоленты - есть. Но теперь уже печать идёт не на ленту (Алё, телеграфисточка, примите телеграмму!), а на вполне цивильный лист. Нет мороки с клеем, одним словом.
М-425 на руине не прижалась, да.
М-205-ая стояла, да и сейчас наверное стоит, в штабах, точнее шифроорганах и 8-х службах, крупных войсковых частей. В ПВО это были дивизии, корпуса. На ней просто физически удобнее работать. нет того шума при кодировании и декодированиии информации, который есть у роторных машин типа М-125. Попробуйте возле дизеля посидеть сутки - поймёте о чём я.
В бригадах и отдельных батальонах, как правило, уже обычные М-125. Тоже самое наблюдалось и в структуре СВ.
Конечно, ситуация менялась. Время брало своё и старые вещи начинали  отходить в мир иной. Но никуда не девались. Самый надёжный канал передачи данных - проводной. Самая надёжная машина - там где нет электроники. Вот у "калаша" нет электроники - семьдесят лет в строю! Так и тут. Никто в танки шпилить не будет, попутно сливая инфу под грифом "два нуля"...
Когда "нежданно-негаданно" в Киеве бахнул переворот и власть захватила нацисткая хунта, этому самому Киеву в срочном порядке потребовались новые подразделения, а так же отмобилизовать по штатам военного времени кадрированные части. И для всех(опа, нежданчик!), потребовалась связь. И не просто связь, а шифрованная. Но самый большой нежданчик был в другом.
Специалистов для 8-рок (ШО, КГ, ЗАС) готовила в основном одна учебка (была ещё в Николаеве, но огна в основном на флот была ориетирована, соотвественно и выход спецов был, кхм, мизерный) - Павлоградская, из под Днепропетровска. А потом её в 00-х того, оптимизировали.

Это плац, если чё, вид на казарму "нациков", нет, не сегодняшних, а тех, ещё 90-х годов прошлого века.

Ну, вы догадались, да? Она самая, казарма "связистов". 2009 год

Спецов и так было с гулькин нос, а тут аврал...
Помню, когда дембельнулся, а у меня была такая блатная специальность по срочке, меня в военкомате слёзно упрашивали починить кодировочную машину. В нарушение всех документов и предписаний. А почему? Да потому что уже тогда был ГОЛОД на спецов. А учебка была ещё жива...
И тут 2014. Ой, а где у нас специалисты шифрованной и кодированной связи? Ау-у-у-у-у-у-у-у-у!
К чему вся эта лирика? А к тому, что нихрена это хламом на балнсе ВСУ не являлось. нет, по факту хлам, но в суровой реальности Руины - канал передачи информации с соотвествующими грифами. А данную вещь регулируют такие мелочи, как "НЗГС-90" (наставление по защите государтсвенных секретов, 1990 года - да, ещё СССР-овский) и Специальный документ для сотрудникв кодогруп. Где чётко расписаны огромные объёмы вещей и отвественности за их нарушения.
Для примера того, как детально всё прописано: Сопротивление заземления(!) для М-125 долно быть не более 10 Ом, зона безопасности (отсутсвие посторонних людей и объектов) - 100 метров, в случае угрозы захвата в первую очередь необходимо... УНИЧТОЖИТЬ ШИФРОДИСКИ.
ШИФРОДИСКИ, КАРЛ!
Этот ДОЛБОЁБ ПРОЕБАЛ ТО, ЧТО НУЖНО УНИЧТОЖИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИ УГРОЗЕ ЗАХВАТА КОДОГРУППЫ ИЛИ ШИФРООРГАНА.
Только при одной лишь угрозе захвата. Представляете? Даже сама кодировочная машина нестоль критична, сколь критичны диски.
В каждой кодогрупе даже специальная кувалда припасена для этого.
И потом кастрюлеголовые рассказывают, что это хлам и приговор слишком сров.
Бугагагагагагага.
Но эпичным является не это. Во всех этих документах расписаны отвественность. И в случае БД там отвественность по вышей планке идёт. Меньше 15-ки этому воЕну ничего не светило.
Вот такие вот истории суровых фоинов кастрюль...

А вообще, данное действо меня не удивляет. Я ещё в бытность сержантом тех самых ПВО ВСУ, которые ещё могли называться ПВО ВСУ, а было это до Ту-154, познакомился с реалиями подготовки офицерских кадров ВВУЗ. В разрезе раболты с секретными документами, да и вообще знания и выполнения режима секретности. Как-то после срочки мне расхотелось идти ещё на один круг в ХИЛ и мечту о небе пришлось оставить. Как и в течении ещё нескольких лет отказываться от предложений СБУ и "Охраны президента"...


Невозможное возможно

Донецкий исход (3)

Оригинал взят у ivakin_alexey в Донецкий исход (3)
Вечером 22 мая санитарный поезд 5 армии Ворошилова прибыл на станцию Суровикино.
В поезде было около 600 человек. Точное число - неизвестно.
Первая причина - толком не велась документация.
Вторую причину поймете из текста.
Помощник начальника станции Чиликин был агентом белоказаков. Ночью, под предлогом обслуживания поезда, отцепил паровоз от поезда и маневровым отправил санитарный в тупик. Параллельно сообщил в штаб полковника Попова, что озраны практически нет. Можно действовать
Утром 23 мая станцию атаковали казаки.


Collapse )